Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

ФИНСКИЙ ЗАЛИВ
ПОХОД ПО ОСТРОВАМ ВЫБОРГСКОГО ЗАКАЗНИКА

Июль, 2021

Увидев как счастлива моя жена на море и как активен на нём мой матрос, я решил вновь выйти в Финский залив, тем более, что погода была устойчиво тёплая, а прогноз по ветру сулил нам спокойное плавание.

Целью нового похода стали многочисленные острова в «Выборгском природном заказнике», которые находились недалеко от юго-западной части острова Большой Высоцкий, в направлении которого мы вскоре выехали. Село Пихтовое, нефтеналивной терминал Лукойл-II, садоводство Высоцкое и начало длинной косы, напротив острова Свободный. Такие ориентиры были у меня, чтобы найти место для спуска на воду.

Мы припарковали авто в сосняке, собрали байдарку, загрузили её и вышли в сторону большой группы островов: Школьный, Рысий, Луговой, Певчий, Травник и Красивый. В наши планы так же входило посещение островов: Чёрный Буян, Крайний Буян и Песчаный Буян, расположенных отдельной группой чуть в стороне.

Водное поле c кувшинкой белой

Недалеко от берега, возле крохотного островка, мы увидали большую водную поляну с белыми лилиями, которые раньше видели оба только на фотографиях. От их размеров и количества моему матросу быквально «снесло голову». Пришлось оттаскивать его от этого места чуть ли не за уши, заставляя работать веслом, а не фотоаппаратом.

Цветок и бутон кувшинки белой

В путь между многочисленных островов

Узкие межостровные проходы

И только мы вошли в ритм и обогнули остров Свободный, пройдя чуть больше двух километров, как снова натолкнулись на заросли кувшинки белой. Их здесь было не просто много, их было здесь — видимо-невидимо!

И снова заросли «кувшинки белой»

Кувшинка белая — Nymphaea alba

Десятки фотографий белых красавиц в разных ракурсах и размерах заполняли память наших смартфонов, а мне вскоре, чтобы усмирить жену, пришлось устроить ей фотосессию на фоне водяных лилий, следя за тем, чтобы она, позируя, не выпала из байдарки в воду.

У мыса острова Школьный

Под громкие сожаления моего матроса о том, что какие-то фотографии возможно не получились и о том, что некоторые кадры ещё не были сделаны, мы двинулись дальше. Проплыли окраины острова Школьный и в конце пятого километра высадились размять ноги на одном из мелких островов близ него.

На берегу безымянного острова

«Отличное место для стоянки и купания! — подумал я, — Гранитная плита для палатки, пологий спуск в воду и уютные деревца, закрывающие от ветра и солнца!» Но становиться лагерем в 10 часов утра, пройдя всего 5 км из запланированных 20 км, было явно рано. Сожалея о том, что такого шикарного места, как это, мы можем больше не найти, я сообщил матросу, что мы идём дальше.

Заводи возле острова Рысий

Мы прошли мимо восточной части острова Рысий, обогнули его и, проследовав мимо его западной стороны, направились к проливу между островам Луговой и Певчий.

Каково же было моё разочарование, когда мы, пройдя ещё 3 км, не увидели ни одной приличной стоянки, ну а те что нам попадались, мало того, что были заняты, так ещё и выглядели не совсем уютно. Но решив не расстраиваться раньше времени, на часах было всего 11:00, я задал курс к северному мысу острова Луговой, рядом с которым находился маленький каменный островок, называемый в народе — Ёжкин камень.

Валун на островке Ёжкин камень

Рифы возле острова Луговой

Вид с островка на полуостров Киперорт

Разнотравье в скальной трещине

Безветренная ложбинка в скале

Высадившись на этом пустынном гранитном пятачке, на котором кроме валунов и редкой травы никого и ничего больше не было, мы наслаждались уединением. Но не долго! Буквально через пять минут после того, как мы сошли на него, со всех сторон, будто рой мух, налетели моторные лодки с людьми, облепили его со всех сторон, словно ложку с мёдом и нам пришлось спешно покинуть эту достопримечательность.

Надвигается дождевой фронт

А тем временем с открытого моря надвигалась тёмная туча, грозящая нам сильными порывами ветра, способными с лёгкостью перевернуть нашу лодку. Она была уже возле полуострова Киперорт, когда мы увидели, как из неё появились косы дождя и коснулись поверхности моря.

Сначала я решил двигаться к одному из островов именуемых Буянами (Чёрный, Крайний и Песчаный), но вовремя спохватившись, развернул байдарку и направил её к островам Травник и Красивый, где мне показалось издалека, что я видел приемлемые места, хотябы для того, чтобы переждать дождь.

В 11:50 мы подошли к острову Травник, на котором увидели приемлемое, а главное свободное место для стоянки, единственным недостатком которого была прибрежная часть воды, усыпанная камнями и поросшая густыми водорослями, что затруднило бы здесь купание в море.

Установка палатки на острове Травник

Мы высадились и вытащили байдарку на сушу. Я быстро установил палатку, перетащил в неё все наши пожитки и, проинструктировав матроса, оставил его здесь. Сам же сел в байдарку и налегке отправился на разведку, чтобы взглянуть на тот остров, который приглянулся нам рано утром на пятом километре пути.

Пока движется фронт, иду на разведку

Я быстро преодолел полкилометра, проплыл мимо двух занятых стоянок и подошёл к очень узкому проливу между островами Красивый и Берёзовый, но пройдя его, я увидел, что «наш уютный островок» уже занят людьми, приплывшими на двух моторных лодках.

С этой новостью я вернулся назад к своему матросу, перевёл его в статус жены и сказал: «Мы остаёмся здесь на ночёвку. Всё хорошие места уже заняты, а потерять то, на котором мы встали сейчас, будет большой ошибкой».

В глазах жены я заметил лёгкое огорчение, вероятно из-за того, что купаться здесь она не сможет. И мне тут же пришла в голову идея: «Не расстраивайся! — сказал я, — Будешь прыгать с байдарки за рифами, там где вода без камней и водорослей». На что она усмехнулась, подумав о том, что я говорю это несерьёзно.

Острова Чёрный, Крайний и Песчаный буяны

Мы обустроили лагерь и пообедали. К этому времени огромная туча, напугавшая нас час назад, ушла в сторону Высоцка и скрылась за горизонтом. Небо над морем расчистилось и мы решили сплавать на острова, которые, как в саказке про царя Салтана, звались Буянами.

Маяк на острове Крайний буян

Мимо острова Песчаный буян

У берегов острова Чёрный буян

Проплывая мимо этих островов, я надеялся найти более подходящее место для нашего лагеря, такое, чтобы рядом с ним можно было комфортно заходить в воду и купаться в чистой воде, но таких мест здесь не было. Видимо название было дано этим островам по их буйному норову: вся поверхность была покрыта густым смешанным лесом, берега были завалены большими камнями, а вода рядом с ними кишела пахучими вспененными водорослями.

Нам попалось лишь одно отчасти чистое местечко, возле которого мы оба смогли искупаться. Здесь же я показал жене, как она должна спускаться и забираться в байдарку, когда будет купаться вдали от берега. Такой трюк был успешно выполнен и мы довольные вернулись на нашу стоянку.

Скала на острове Травник

Разведение костра для ужина

Наш лагерь на острове Травник

Потом был костёр, ужин с мясом, вином и пивом, многочисленные купания жены вдали от берега, которые сопровождались бурными эмоциями при запрыгивании и вползании на байдарку, молчаливое созерцание заката над суровыми сказочными Буян-островами и крепкий сон под пение неугомонных соловьёв.

Вечернее созерцание

Восхитительный закат и Буян-острова

Вид из наших апартаментов

А утром, вдоволь выспавшись, позавтракав и накупавшись, мы не спеша двинулись в непродолжительный полуторачасовой обратный путь, где нам снова встретились поля белых кувшинок и мы опять, надолго «зависнув» там, вновь стали делать десятки снимков, будто наивно думали, чем больше сейчас сфотографируем, тем лучше запомним это удивительное природное чудо.

Пролив между Берёзовым и Красивым

И снова водяные лилии

Портрет матроса в белых кувшинках