Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

РЕКА ВУОКСА. СПЛАВ ПО БЕЛИЧЬЕЙ ПРОТОКЕ
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА 2021

Май, 2021

Наконец то, после двух недель холодов, дождей и даже снегопадов в первой половине мая, пришла весна с долгожданным теплом. Байдарка готова, заклеено два повреждения, полученных в прошлом году на сплаве по реке Оредеж и куплены новые комфортные спинки для сидений. Теперь у нас, можно сказать, «топовая» комплектация Хатанги-3 Travel. Пора открывать новый водный сезон!

В первый в этом году выход мы решили не перенапрягаться, а просто вспомнить азы управления и проверить судно на воде возле какой-нибудь базы отдыха, тем более, что синоптики и МЧС в эти выходные предупреждали о ливнях и грозах.

Мы забронировали комнату в посёлке Беличье, в надежде на то, что оттуда получится заброситься в деревню Васильево и по Беличьей протоке сплавиться обратно в посёлок. Ну, а если заброска не состоится, то мы сможем выйти в озеро Вуокса.

По причине того, что народ испугался неблагоприятных прогнозов погоды и мест на базе было предостаточно, нам предложили заселиться пораньше, аж в 9:00. Мы встали в 6:00, позавтракали и в 9:30 были в Беличьем. А ещё управляющий комплексом согласился подбросить нас до Васильево.

Капитан Андрей

Матрос Наталья

На старт, внимание, сплав!

Мы сделали пару фотографий перед стартом и в 11:00 спустились на воду. Обплыли вокруг церкви Андрея Первозванного, когда-то не связаной с берегом грубым металлическим мостом, что делало её более привлекательной и уникальной, и начали сплав.

Церковь Андрея Первозванного на Вуоксе

Старт от деревни Васильево

Высокая вода. Затопленный островок

Я думал, что за зиму мы забыли, как грести и рулить, и был уверен в том, что нам вновь придётся подстраиваться друг под друга. Но оказалось, руки помнили все движения, а мы быстро нашли взаимопонимание и без проблем продвигались вперёд.

Матрос за греблей

Каменистый берег Вуоксы

Чайка у гнезда

С новыми спинками сидеть в байдарке стало гораздо комфортнее, чем с предыдущим вариантом из стропы. Единственное, что продолжало беспокоить, как и в прошлый сезон, так это — быстро затекающие в неудобном положении ноги. И через 2 км нам пришлось высаживаться, чтобы размять их.

Высадка на скалистом берегу

Фото на память

Удивительная сосёнка

В середине 3-го километра мы повернули направо и вошли в Беличью протоку. Река здесь значительно сузилась, валуны повыскакивали на поверхность, а берега, залитые высокой весенней водой, украсились болотной калужницей.

Валуны посреди реки

Камышовка на камне

Калужница болотная

Затопленные берега Беличьей протоки

В узком месте реки начались завалы, о которых я читал в прошлом году, готовя маршрут, и мне пришлось насторожиться. Я утешал себя тем, что Беличья протока достаточно популярна, что по ней всё лето водят коммерческие группы, и потому, её прохождение не должно вызывать больших трудностей.

Старые распиленные завалы на реке

Сосредоточенный капитан

Так оно и оказалось. Большие деревья были распилены, другие отодвинуты в сторону, а остальные, по высокой воде, как сейчас, не представляли большой опасности. Мы сбавили ход и, неспеша обходя каждое препятствие, уверенно двигались дальше.

И снова завалы в Беличьей протоке

Вскоре впереди по течению я услышал какой-то подозрительный шум, похожий на падение воды с порога. «Не может быть!», — подумал я и насторожился. А через несколько минут мы подошли к месту, обозначенному на картах, как «Мост Петровских времён» и действительно обнаружили там порог.

Разлив возле старого моста

Подходим ближе к мосту. Шумит порог

Руины старого финского моста

Вот так неожиданность! Когда я в прошлом году готовил маршрут, это место мне представлялось по фотографиям и описаниям, как невысокое нагромождение камней, между которыми небольшими струйками вода стекает ниже в мелководье. Но сейчас, по всей видимости, из-за снежной зимы, воды здесь было столько, что на плоскодонке можно было бы сигануть прямо с порога и пройти дальше. Я же на нашей байдарке с жёстким кильсоном решил не рисковать и провёл судно пустым вниз по порогу.

Матрос возле руин и порога

После проводки судна через порог, снова в путь

Идти по высокой воде, несомненно, гораздо приятнее. И как показала практика прошлого сезона, когда наша байдарка на низкой воде получила множество царапин и несколько повреждений, менее травматично для лодки.

Затопленные берега Беличьей протоки

В джунглях бассейна Вуокса

После прохождения основных препятствий, мы попали в удивительное место, которое мне чем-то напоминало мангровые леса, но только вместо мангров там были наши привычные деревья, затопленые на десятки метров вглубь леса весенним паводком.

Сейчас, после сплава, я могу точно сказать, что этот отрезок нашего пути был для меня самым впечатляющим и запомнившимся, как нечто необычное!

Заросли болотной калужницы

Высокая весенняя вода

Залив в Беличьей протоке

По мере продвижения вперёд, воды становилось всё больше, а берега постепенно отдалялись друг от друга. Было видно, что скоро мы выйдем в широкий разлив реки. И пока этого не произошло, мы решили где-нибудь остановиться и перекусить.

Остановка на острове

На обед шпроты и хлеб

На 7-м километре нашего пути мы увидели уютный островок, высадились на нём, достали немногочисленные запасы еды, пообедали и отправились дальше. До места нашего финиша оставалось ещё 5 км.

Мы вышли в разлив и заметили, как изменился пейзаж. Он стал более масштабным и немного бесцветным, однако, от этого он не становился менее привлекательным.

Весенний пейзаж с воды

Заросли тростника в разливах протоки

Портрет у тростниковых зарослей

Дотянуться до неба!

Расширение русла Беличьей протоки

Всё ближе и ближе к финишу

Одинокое деревце

На открытой воде мы ощутили присутствие ветра, от которого волна поднималась до 15 см. Мы прибавили ходу и, идя против ветра, вскоре подошли к посёлку Беличье. Там прошли под мостом, пришвартовались на правом по ходу берегу, вытащили байдарку на сушу и короткими перебежками отнесли её на базу отдыха. Помыли, просушили и разобрали до следующего похода.

Финиш в посёлке Беличье

Припарковались в котеджном комплексе

Закат на Беличьей протоке

Этот непродолжительный, но живописный маршрут, длиной всего 12 км, стал для нас прекрасным открытием водного сезона, где мы поняли, что однажды научившись управлять байдаркой, уже не забудешь полученные когда-то навыки.