Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

ОЗЕРО ВУОКСА
ВОКРУГ ЗАПАДНОЙ ГРУППЫ ОСТРОВОВ

Июнь, 2020

Найди своё место под солнцем

Субботним пасмурным утром, хотя накануне была предсказана ясная, но ветреная погода (4-6 м/с), мы выехали по заранее спланированному маршруту в Приозерский район. В наших планах было путешествие на байдарке по озеру Вуокса вокруг западной группы островов с целью разведки района и практики хождения по большим открытым водоёмам.

Мы уже доехали до посёлка Васильево, но небо пока не предвещало нам ничего хорошего и было всё таким же хмурым. Мы вышли посмотреть на церковь Андрея Первозванного на реке Вуокса, дабы наша поездка не прошла совсем даром, если вдруг придётся вернуться домой.

Церковь Андрея Первозванного на Вуоксе

С этой же целью мы остановились в посёлке Мельниково и осмотрели лютеранскую кирху, первые основания которой были заложены в этих краях ещё в 1635 году. Нынешний вид кирхи выполнен в стиле «финского национального романтизма» по проекту Йозефа Стенбека в 1912 году и является уникальным на всём Карельском перешейке.

Лютеранская кирха в Мельниково

После Мельниково начинается грейдерная дорога, типичная для карельских краёв. Наслаждаясь этой «мозготряской» мы вскоре оказались в Горах. Вот так новость! А я утверждал, что в Ленинградской области совсем нет гор. Как же так случилось, что неприметный равнинный посёлок был назван так звучно — Горы?

Ну, вот мы и на месте. Погода пока не радует чистым и солнечным небом, но мы решаемся спуститься на воду. Я быстро собираю нашу Хатангу-3 Travel, мы загружаемся, надеваем неопреновые боты и выходим в озеро Вуокса.

Надеваем неопреновые боты и в путь

Выход в озеро среди тростника

Вода, прикрытая от ветра четырьмя большими близлежащим островами (Лепёшка, Скалистый, Мотыга и Плоский), не очень-то спокойна. Волна на ней высотой 10-15 см. А что же будет, когда мы выйдем на открытые участки, где у ветра будет простор для разгона? Вспоминая наше «крещение» в Лопастном заливе, где мы попали под ветер 6-10 м/с и боролись с волнами в 30-60 см высотой, мы опасались похожего явления, но всё же решились идти дальше и взглянуть на открытую воду озера Вуокса.

Микро остров

Заходя в уютные заводи, где каждый микроскопический островок был облюбован чайками, мы наслаждались тихой водой и надеялись, что вскоре распогодится. И, как по волшебству, облака вдруг полностью рассеялись.

Маленькие острова — пристанища чаек

Но ветер не утихал и, как было обещано по прогнозу, дул с постоянной скоростью примерно 4-6 м/с. Когда мы вышли из под прикрытия островов, вода стала другой. Волны стали выше, примерно 20-30 см, а на их гребешках изредка появлялись белые барашки. Грести стало труднее, приходилось постоянно подправлять курс, но мы решили идти дальше по запланированному маршруту.

Волны на открытой воде

Целью нашего похода была разведка стоянок Западной части островов озера Вуокса с одной ночёвкой на одном из них. К нашему удивлению большинство стоянок уже было занято с пятницы, людьми прибывшими на моторных лодках. Ни одно из пройденных мимо мест, а их мы видели уже более пятнадцати, не было свободно. Большинство занятых стоянок было обозначено вывешенными оранжевыми спасательными жилетами, которые было видно издалека. На некоторых стоянках люди выбегали на берег, чтобы своим присутствием сообщить проплывающему мимо судну, что место занято. Это явление мне напоминало чаек, которые взлетали над своими птенцами, начинали галдеть и даже атаковать нас, когда мы приближались ближе к их семейству.

Необитаемые островки повсюду

Впереди показался симпатичный остров. Он выделялся среди остальных явной обособленностью, был небольшим и возвышенным. На нём с одной стороны был сосновый лесок, а с другой стороны гранитные скалы. Мы решили высадиться на нём, передохнуть и перекусить, ну и конечно же справить «нужду», учитывая то, что с момента отплытия, а вышли мы ровно в 11:00, мы ещё ни разу не сходили на берег.

Выбрав подходящее для высадки место, я подошёл ближе к острову по ветру, что было не совсем верно. Нас швыряло прибойной волной и било о камни, но мне всё же удалось закрепиться и высадиться.

Высадка на острове «Harjuluoto» (Скалистый островок)

Напившись воды, я решил обследовать островок и прошёлся по нему пешком. Он был пуст и располагал к себе своим разнообразным ландшафтом. Здесь были и лесок, и скалы, маленькие полянки и даже крохотные болотца. Мне пришла в голову мысль, что не пора ли нам остановиться и выбрать именно этот остров своим местом для отдыха и ночлега. Я посмотрел на карту в навигаторе и определил, что мы прошли 10 км, ровно половину нашего маршрута, и находились на «Острове Галки».

Не смотря на то, что на часах было всего 13:10, я предложил жене, по совместительству матросу, остаться здесь, ведь все пройденные нами стоянки были уже заняты. А удастся ли нам в дальнейшем найти такое же удивительное местечко? Она согласилась. Я выгрузил весь багаж на сушу и поплыл вокруг острова в поисках подходящего места для заноса на берег нашей байдарки.

Вокруг острова «Скалистый гребень»

В поисках гавани

Перенос багажа для лагеря

Вскоре такое место было найдено и байдарка совместными усилиями команды была занесена поближе к месту нашего лагеря. Я начал обустраивать этот необитаемый островок для предстоящего ночлега.

Хатанга-3 Travel на суше

Ветер не прекращал дуть ни на секунду, но на южной стороне острова, на скалах закрытых небольшим, но густым лесочком, было безветренно и жарко, а водная гладь лишь слегка рябила! Матрос решил воспользоваться этим случаем и, отпущенный капитаном в увольнение, сразу устроился загорать на горячих камнях.

Наше место под солнцем

Я установил палатку и пошёл прогуляться по острову, сделать фотографии и полюбоваться красотами «нашего места под солнцем». Остров был прекрасен — такой маленький, но такой разнообразный.

Во время исследования острова, к моему огорчению, на одной из скал я обнаружил жирную надпись белой краской. Эх, человек! Почему же тебе всегда нужно обозначить своё присутствие? Гранитное тело дивного острова было изуродовано безобразной татуировкой «о. Галки 8.8.73».

На старых картах этот остров назывался «Harjuluoto», что в переводе с финского означает — «Островок со скалами». Это название прекрасно и всецело характеризует его. На одной из русскоязычных карт я обнаружил название «Остров Скалистый гребень». Как же прекрасны эти имена! Но однажды, какой-то советский турист, забредший сюда впервые, по всей видимости, со своей боевой подругой Галей, был невероятно щедр и решил назвать этот остров в её честь. Теперь на современных картах красуется ни о чём не говорящее название «Остров Галки». Может быть я и не прав в своих домыслах, но вряд ли имя этого острова как-то связано с птицами семейства врановых.

В советское время многие географические объекты, будь то вершины гор, скалы, перевалы, острова и многое другое, получали подобные безобразные названия. Все они звучат не лучше, чем «Здесь был Вася» или «Щедрый Вася подарил Гале остров». И что удивительно, эти уродливые названия придумывались образованными людьми, будущими докторами наук и принимались государственными комиссиями, а в дальнейшем наносились на географические карты. Самое нелепое название я нашёл на карте Саянских гор — вершина «Катька-Дура». И смешно и грустно...

Камни и сосны

Гранитное тело острова

Сосёнка в трещинке

Цветущий камыш во внутреннем болотце

Жизнерадостный мох

Лепота-а-а-а!

Так за созерцанием и размышлениями подошло время для ужина. Я насобирал сухих веток, наносил из старых костров недогоревшие поленья и разжег огонь. На ужин у нас намечались сосиски с овощами и немецкое пиво.

Лагерь готов, скоро ужин!

Сосиски к пиву

Матрос у костра

После плотного ужина мы сидели на скалах и восторгались красотой природы, а мягкий свет заходящего солнца окрашивал всё вокруг в оттенки оранжевого и красного.

Вечерние краски Вуоксы

Последние всполохи солнца

Ночь прошла тихо и безмятежно. Мы выспались и уже в 8:00 поднялись. Неспешный завтрак, сбор лагеря, уборка территории, спуск байдарки на воду, погрузка багажа и...

Ясное утро на острове Галки

Мы снова на воде. Спортивный интерес и любопытство не дали мне срезать намеченный путь и наше судно вновь двинулось по запланированному маршруту.

Клочки земли для жизни

В зарослях тростника

Одинокий валун

Остров чаек

Сосны в воде

Мамаша чайки с птенцом

Заливы, лагуны, протоки и заводи. Острова, островочки и скальные выступы. И вода, вода, вода... Ветер в этот день был не меньше чем в предыдущий, но нас это уже не пугало. Мы уверенно двигались вперёд по маршруту, приближаясь к его концу и к завершению нашего познавательного и романтического путешествия.

Фото на память в конце пути

Детали и выводы

Первое, что хочется отметить, так это занятые стоянки. В субботу найти свободные места во второй половине дня практически не возможно. Нам повезло, что мы шли рано, по большому радиусу и наткнулись на отдалённый остров. Позже, после 16:00, даже на него заходили желающие встать на ночёвку.

Второе, это то, что не все люди, посещающие острова, соблюдают их чистоту. С северной стороны острова там, где находятся основные места под палатки и костры, было много мусора, часть из которого мы сожгли в своём костре после приготовления ужина. Все отходы были аккуратно сложены в разные кучки, видимо, разными людьми, но ни один из них почему-то не удосужился забрать его с собой. Завезти на остров тяжёлые пакеты с продуктами совсем не тяжело, а вывезти всю упаковку от них с острова, оказывается, так трудно.

И третье, что касается нашей маленькой команды, мы становимся действительно командой. Это был наш четвёртый водный поход и я вижу, как растут наши навыки. На воде мы уже чувствуем себя более уверенно, спокойно и слаженно.

Карта пройденного пути по озеру Вуокса