Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка
Закрытие водного сезона на реке Оредеж

ОСЕННИЙ СПЛАВ ПО РЕКЕ ОРЕДЕЖ
ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА 2020

Сентябрь, 2020

Червонные берега

Как-то незаметно для меня и моей жены подошёл к концу «Первый водный сезон — 2020». Наша маленькая команда начала его с маленького Берестового озера, где мы в первый раз собрали байдарку и сделали первые нерешительные гребки веслом, а потом добралась до огромного Ладожского озера, по которому мы совершили два протяжённых похода с ночёвками. За это время мы научились слаженно грести, убедились в надёжности нашей байдарки, познакомились с красотой маленьких рек и озёр, а так же с характером больших водоёмов.

После того, как мы удачно сходили по Ладоге, я намеревался закрыть этот сезон выходом в море и подготовил поход на острова в районе полуострова Киперорт, но осуществить его так и не удалось из-за сильных ветров и дождей.

В конце сентября наступило короткое бабье лето, которым я решил непременно воспользоваться, но ветра на большой воде так и не утихли. Пришлось задуматься о том, где можно закрыть сезон, не опасаясь высокой волны. И тут я вспомнил, что сплавившись летом по реке Оредеж, зарёкся вернуться сюда, когда берега этой дивной реки окрасятся осенними красками.

Итак, Оредеж! Снаряжение готово, ложимся спать пораньше и ранним утром выезжаем в Гатчинский район, чтобы пройти 22 км на байдарке от посёлка Сиверский до посёлка Вырица по уже знакомому пути.

По дороге к месту финиша нашего сплава мы нередко отвлекались на пейзажи, украшенные густым утренним туманом. Приходилось несколько раз останавливаться, чтобы запечатлеть это хрупкое состояние раннего утра.

Туманное утро

Осенний рассвет

Место финиша в Вырице

В 8:00 мы прибыли в Вырицу, оставили наш автомобиль на улице Калинина и уехали на такси в посёлок Сиверский до заброшенной плотины на улице МТС. Затем перешли на другой берег, собрали байдарку и в 9:00 спустились на воду.

Я был уверен, что в конце сентября вода на реке будет высокой, так как дождей в последние полтора месяца было достаточно, но её уровень оказался ниже чем в июне. Я вспомнил случай из прошлого сплава, когда наша команда застряла на камнях и на миг задумался о том, как мы сегодня будем проходить две шиверы и один порог по такой низкой воде.

Начало сплава в Сиверском

Но пока, до плотины в Белогорке, волноваться было не о чем. Я расслабился и отдался течению реки, тем более, что она вновь встретила нас яркими красками, кажущимися в утреннем свете сверхнасыщенными.

Отрезок реки от Сиверского до Вырицы хорош тем, что Оредеж уже на первом же километре пути открывает путнику свои красоты и будто заряжает его энергией на весь продолжительный сплав.

Геологические обнажения на реке Оредеж

Поначалу казалось, что осень ещё не коснулась листвы деревьев растущих по берегам реки, но потом появились цвета, которых мы не видели летом: желтый, оранжевый, красный.

Берега в красках осени

Преобразилась и подводная растительность. В начале лета она была сочно-зелёной и тонкой, теперь же была бурой и грубой. Она нередко выступала над водой, создавая впечатление, что река совсем обмелела.

Вдоль посёлка Сиверский

По водной глади Оредеж

Когда же цвета осенних деревьев и песчаных берегов реки вспыхнули перед нами одновременно, мы замерли в изумлении и тихо поплыли по течению мимо девонских песчаников, прекратив всякое движение вёслами. Казалось, что всё вокруг: вода, деревья, скалы, светится изнутри, а жёлтый свет имеет такую плотность, что к нему можно прикоснуться. К сожалению, а может и к счастью, фотография не способна передать этого ощущения.

Открыточный вид на реке Оредеж

Красные девонские песчаники

Через 2.5 км мы высадились на знакомом нам месте, чтобы размять ноги и полюбоваться утренним пейзажем. Я смотрел на белый домик с красной крышей вдали на утёсе и слегка завидовал его владельцу, который мог наслаждаться этим видом каждое утро.

Живописные берега реки

В лучах осеннего солнца

Валун посреди реки Оредеж

На 4-м километре пути началась полоса густого смешанного леса. Берега реки сузились и приобрели таёжный вид. Несколько елей, поваленных в воду, напоминали об августовских ураганах. Пейзаж стал таинственным и холодным.

Таёжный сюжет

Под сенью могучей ели

Пара ярких штрихов на деревьях

Этот отрезок реки, чуть более километра, был непродолжительным, но впечатляющим. Вскоре берега вновь расступились, солнечного света стало больше, появились луга, домики, мосты и песчаные пляжи.

Пешеходный мостик

Пляж с красным песком

Затем вновь начался лес, обозначенный на картах как Сиверский. Он был не таким угрюмым, как предыдущий и радовал глаз яркими красками осени.

По зеркальным водам реки Оредеж

Сквозь смешанный лес

Два весёлых подростка

Река тем временем становилась шире, что говорило о том, что совсем скоро мы подойдём к Белогорской плотине, где нам предстоит несложный обнос этого препятствия.

Плавный изгиб реки

Высокий прибрежный тростник

Неторопливый сплав по реке Оредеж

Через несколько минут мы вошли в разлив реки, в конце которого показалось заброшенное сооружение бывшей гидроэлектростанции. В этот раз я подошёл к нему, как можно ближе, чтобы обнос составил более короткое расстояние.

Мы высадились на берег, размялись и, не разгружая байдарку, вытянули её на берег. Затем короткими перебежками перенесли её за плотину и спустили вниз к воде через пару больших валунов, которые и составляли всю трудность этого мероприятия.

Плотина в Белогорке

После плотины начинался участок на котором встречаются водные препятствия: валуны, шиверы и небольшой порог. В одном месте напротив посёлка Новосиверская нам пришлось обходить камни, которые были не видны в тихом течении и преграждали нам путь со всех сторон, находясь слишком близко к поверхности воды.

Через несколько минут я услышал какой-то шум, похожий на гул от автодороги. По мере нашего продвижения вперёд он становился сильнее и совсем скоро я увидел мостик под которым вода кипела — это была шивера.

В этот раз я решил выйти на берег и оценить препятствие. Издали оно выглядело пугающим, но вид с моста оказался не таким страшным. Явно выраженный слив, проходящий между камней мощной струёй, подсказывал траекторию движения. Усевшись в байдарку, я выровнял её и парой гребков веслом направил прямо в слив. Не задев ни одного камня, мы проскочили шиверу за пару секунд.

Прохождение шиверы

Густые косы реки

Позже мы беспрепятственно прошли порожек, который летом был едва различим, затем без проблем пронеслись по очередной шивере и вышли на спокойный и продолжительный участок реки.

Самое интересное было пройдено. Теперь, с помощью активной гребли, нам предстояло дойти до точки нашего финиша в посёлок Вырица.

Золотые берега

Берёзы в зарослях топяного хвоща

В разливе возле Вырицы

За разговором на отвлечённые темы мы преодолели 8 км и в 14:00 причалили к пляжу. Уставшие, но довольные мы вытащили байдарку на сушу и я, пользуясь званием капитана, торжественно объявил: «Водный сезон — 2020 считаю успешно закрытым!»

Карта пройденного пути по реке Оредеж