Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

Часть первая

Июнь, 2021

По морям, по волнам

Ещё в прошлом сезоне, после походов по Ладоге, я задумался о выходе в море на байдарке, но сильные ветра в конце лета не дали мне осуществить задуманное. В этом же году я не стал откладывать идею о выходе в Балтику в «долгий ящик» и решил осуществить её как можно скорее.

Размявшись в непродолжительном сплаве по Беличей протоке и сходив в комбинированный поход по реке Тихой и Ладоге, я подготовил маршрут по Балтийскому морю внутри Выборгского залива, а точнее вокруг группы островов недалеко от приморского города Высоцк, с целью проверить надёжность и управляемость нашей байдарки в новых условиях, а так же посмотреть шхерный район Выборгского залива и его острова, большинство из которых являются памятниками природы, пережившими ледниковый период.

Два варианта похода к архипелагу Густой

Мною было подготовлено два варианта маршрута: спортивный — 18 км, с выходом в зону открытую ветру, и прогулочный — 12 км. Один из них я намеревался выбрать на месте, в зависимости от силы ветра и его направления.

Полная нить маршрута была такой: г. Высоцк (крепость Тронгзунд) — пролив Тронгзунд — Пихтовая бухта — западная сторона острова Крепыш — архипелаг острова Густой — бухта острова Густой — северная сторона острова Малый Высоцкий — г. Высоцк (крепость Тронгзунд).

В прогулочном варианте исключался остров Крепыш и северная сторона острова Малый Высоцкий, а подход к архипелагу острова Густой должен был осуществляться между островов Напарник и Передовик.

Старт от маяка у крепости Тронгзунд

В 8:05 мы прибыли на северный мыс острова Большой Высоцкий, разгрузились на гранитных лбах возле маяка у крепости Тронгзунд и припарковали автомобиль неподалёку. За рекордные 25 минут я собрал байдарку, спустил её на воду, погрузил вещи внутрь и запустил навигатор. Мы надели жилеты, уселись в наше судно и в 8:50 впервые вышли в плавание по морю и водам Балтики.

Обходя крохотный остров Складской, мы удивлялись спокойной воде, хотя по прогнозу на этот день синоптики предвещали ветер со скоростью до 6 м/с. Я предположил, что эта сторона залива такая тихая, потому что закрыта от юго-западного ветра огромным островом Большой Высоцкий, и как только мы вышли в судоходный пролив Тронгзунд, мои подозрения подтвердились. Вода зарябила, покрылась невысокими волнами, и чем ближе мы подходили к маячному створу, находящемуся на выходе бухты Большой Пихтовой, тем отчётливее я представлял, какая волна нас ожидает впереди, если мы действительно решимся идти полным маршрутом.

В проливе между Высоцких островов

Эта мокрая должность матроса

Ещё перед отплытием я изложил матросу все детали «Спортивного» и «Прогулочного» маршрутов, рассказал о том, чего можно ожидать от каждого из них и получил уверенное подтверждение плыть «непростым» путём. А когда мы подошли к порту, где повернув налево, можно было уйти на простой вариант маршрута, я ещё раз переспросил матроса: «Ну, что? Может свернём на «Прогулочный» вариант?» Но мой матрос утвердительно заявил: «Нет! Идём дальше!»

И с этими словами мы бодро проплыли мимо порта, в котором стояли и небольшие баржи, и боевые корабли береговой охраны, и гигантские грузовые суда высотой с 10-ти этажный дом. Одного такого «монстра» мы видели на погрузке в угольном терминале порта.

Любуясь портом в Высоцке

Старинный бакен — указатель мели

Старинный бакен — указатель мели

Вскоре мы приблизились к маячному створу и я робко направил нашу байдарку в судоходный фарватер между двух вытянутых друг к другу насыпей, на краях которых, показывая узкий проход в бухту Большая Пихтовая, «маячили» красный и зелёный маяки.

Ещё на подходе, метров за 300 до них, мы отчётливо ощутили тот самый ветер, который был обещан по прогнозу погоды и увидели волны, мелькающие белыми гребешками прямо за гранитными насыпями. А когда мы вышли в ту часть залива, которая была полностью открыта юго-западному ветру, я, вспоминая приметы описанные в «Шкале Бофорта», подумал: «От слабого до умеренного, 4-6 м/с».

Проходим маячный створ

«Слабый» ветер и «Легкое» волнение

Прогноз норвежских метеорологов, сервисом которых я пользуюсь уже более 10 лет, действительно оправдался, ветер в этом месте залива был именно таким, как они и предсказывали. Он дул в левый борт нашей байдарки и пытался прибить её к берегу, сильно накреняя каждой приходящей сбоку волной, высота которых была от 0.4 м до 0.7 м. Но я, прочитав задолго до выхода в море, что такое галс и лавировка, был готов к этому сюрпризу и знал, что нужно делать, чтобы идти эффективно и не перевернуться.

Быстро повернув судно носом под углом 45° к волне, я направил его в открытое море и тут же услышал крик матроса: «А зачем мы уходим от берега?» Но вместо ответа от меня он получил порцию освежающей морской воды от встречной вспененной волны, окатившей его с головы до пояса.

Матрос от неожиданности взвизгнул, а я, выдержав короткую паузу, ответил: «Чтобы нас не прибило к берегу и не перевернуло! — и добавил, — Может всё же вернёмся к простому варианту?» На что мой матрос, пытаясь, как мне показалось, доказать, что он сделан не из сахара, громко ответил: «Нет!» — и как заведённый, продолжил работать своим веслом.

По волнам возле острова Крепыш

Мы прошли под таким углом примерно 300 м, затем я резко повернул байдарку кормой к волне на 135° и направил её в сторону берега. Теперь матроса не окатывало брызгами с головы до ног, а плавно понимало более чем на полметра проходящей под лодкой волной, потом так же плавно опускало вниз, а белая пена при этом шумно разбегалась по обеим сторонам бортов большими рыхлыми клубами.

Несколько раз я пытался сфотографировать момент подъёма на такой волне, приходящей с периодом около 30 секунд, но как только я переставал грести и бросал весло, доставая фотоаппарат, нас тут же разворачивало левым бортом к волне, опасно кренило, и неуправляемо несло к берегу.

Прибой в бухте острова Крепыш

Так, лавируя и идя то левым галсом по 300 м, то правым по 100 м, мы прошли три километра по волнам и подошли к небольшой бухте, где нам непременно захотелось высадиться, учитывая то, что мы не приставали к берегу уже целых 7 км.

Подгоняемые ветром, быстро идя курсом фордевинд, мы проскочили вспененые прибойные волны, причалили к берегу и, наконец, высадились на сушу, где радостно справили малую нужду, жадно выпили воды и вальяжно прошлись по пляжу, разминая ноги и делая фотографии.

Отдых на песчаном пляже

Отдохнув пятнадцать минут, мы снова уселись в байдарку и вышли в море, а слегка подсохший матрос, проходя прибойную зону, вновь был искупан во встречной морской волне. И так повторялось каждый раз, пока мы шли левым галсом, и до тех пор, пока мы не зашли за северный мыс острова Крепыш, где к нашей радости ветер и волны полностью стихли.

Благодарность от капитана: Нужно отдать должное моему матросу за проявленую стойкость и невероятное терпение! Идти 7 км пути мокрым с ног до головы на протяжении 2 часов по волнам высотой до 0.7 м — это настоящий подвиг для девушки, которая доказала мне, да и себе тоже, что она не сахарная барышня, а настоящий матрос!

Идём то левым, то правым галсом

Тёплое море и жаркое солнце

Обойдя мыс Бичевой, мы вошли в пролив за островом Крепыш и, наконец, увидели цель нашего путешествия — архипелаг Густой, который включает в себя четыре острова: Котельный, Густой, Черновый (не путать с Черновой, севернее) и безымянный (Пённилуото).

Эта группа островов интересна тем, что находится на Балтийском кристаллическом щите и сложена из грубозернистого гранита, называемого в геологии — рапакиви. Именно за эту особенность все четыре острова были занесены в список особо охраняемых природных территорий, именуемых с 1976 года — Памятник природы «Остров Густой».

Высадка на острове Котельный

Мы подошли к гранитам острова Котельный и увидели занятую стоянку. Кстати сказать, в закрытой от ветра северо-восточной части острова Крепыш, тоже стояли люди, и хотя на часах было всего 11:40, там находилось не менее десяти палаток и множество катеров. Видимо многие здесь, впрочем как и в Карелии, заезжают на отдых на моторных плавсредствах ещё с пятницы.

Проплыв чуть дальше вдоль берега острова Котельный, чтобы не мешать «молодой парочке», загорающей в креслах на камнях, мы высадились на другой более пологой плите, вытянули байдарку на скалу, разложили мокрую одежду матроса на тёплый гранит и решили пообедать, чтобы потом продолжить наше, теперь уже экскурсионное, плавание.

Байдарка на граните рапакиви

Но после обеда я вдруг решил пройтись по южной оконечности острова и случайно наткнулся на немного замусоренную, но довольно уютную стоянку. «Если здесь слегка прибраться, — подумал я, — То место будет просто шикарным!» Я пробежался вокруг неё, выбрал место под палатку, осмотрел подходы к воде, присмотрел заводь, куда можно причалить, а затем вернулся к матросу и заявил: «Мы остаёмся здесь!»

Проводив к месту будушего лагеря своего матроса, я отпустил его в увольнение, вернув ему тем самым законный статус хрупкой девушки, а сам вернулся к байдарке, перегнал её, разгрузил, вытянул на скалы и занялся уборкой и обустройством нашего временного морского курорта.

Прибрежные цветы похожие на клевер

Прошлогодний рогоз

Стойкий цветок в граните

Вскоре наш мягкий домик стоял на ровной площадке, вычищенной от клочков полиэтилена, принесённого морем вместе с соломой, из места для костра была вынесена в лес вся зола, вываливающаяся до этого через край, камни, ограничивающие периметр для огня, были разобраны и переложены заново, а я за не спешной работой, разбавляемой прохладным пивом, отдыхом на пеньке в тенёчке и непродолжительным сном в палатке, не заметил, как наступил вечер и пришло время ужина.

Вечерний костёр в лагере

Из натасканного заранее валежника я развёл большой костёр, дождался жарких углей и приготовил уже традиционные для отдыха на островах колбаски по-балкански, которые мы, с аппетитом голодных моряков, быстро употребили вместе с розовыми помидорами, огурцами и хлебом.

Традиционный ужин на островах

Позже мы искупались в тихой морской заводи, быстро обсохли в лучах вечернего солнца, пофотографировали пейзаж в предзакатном свете, посидели на прогретой за весь день гранитной скале, проводили на покой солнце, а потом уставшие, но довольные отправились спать.

В тростнике на закате

Активный отдых наших соседей

Гранитный берег в лучах заката

Берёзка в трещинке

Заходящее солнце

Так закончился первый невероятно насыщенный день нашего путешествия по Балтике. Завтра, в экскурсионном режиме, нам предстоит взглянуть на прилегающие острова архипелага Густой и посетить центральный подковообразный гранитный остров с уютной бухтой, ради которой и было затеяно это морское плавание.