Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

Часть вторая

Июнь, 2021

К месту паломничества яхтсменов

Всю ночь напролёт громко пели птицы, но это не помешало нам выспаться. Один соловей, видимо решивший удивить нас своим талантом и смелостью, часа в три ночи прилетел прямо к палатке, уселся в паре метров от неё и устроил для нас сольный концерт. Я лежал на боку, не шевелясь, и слушал его пение, но потом решил перелечь на спину, неосторожно повернулся и своим шорохом спугнул ночного артиста.

Мы проснулись без будильника около девяти часов утра, зевая побродили вокруг палатки, умылись, а некоторые даже искупались, позавтракали и стали собираться. Ведь нам предстояло пройти сегодня ещё 10 км, а по пути осмотреть достопримечательность, ради которой мы приши сюда — подковообразный остров Густой и его узкую удлинённую бухту, в которой, судя по описаниям, любят останавливаться яхтсмены и не только.

Оконечность острова Котельный

Мимо острова Черновой

Мы тихонько проплыли мимо наших соседей, которые по всей видимости ещё спали, потому что катались на водных лыжах до тех пор, пока не стемнело, потом обогнули остров Котельный, подошли ближе к скальному берегу острова Черновой, прошли вдоль него и на 3-м километре пути увидали ту самую бухту, о которой я вещал своему матросу неоднократно и восхищённо.

В бухте острова Густой

Яхт здесь было действительно много, я насчитал пять. Такого скопления парусных лодок в одном месте, вне городских пристаней, я не видел ещё нигде, ни у нас ни в Европе. А ещё мы обнаружили в самом дальнем углу бухты моторную баржу, переоборудованную под пассажирское судно.

Отшлифованные ледником граниты

В заводи острова Густой

Кувшинка в спокойной воде

Необычное судно у скал Густого

Её размер и тёмный окрас напомнили мне роман Роберта Стивенсона «Остров сокровищ». Я вдруг представил будто мы, словно Бен Ганн и Джим Хокинс, подплываем тайком в маленькой шлюпке к приратской шхуне, стоящей на рейде, а за её бортами, в ожидании когда мы взойдём на палубу «Испаньолы», прячутся два десятка усатых пиратов в пропитанных солью и ромом полосатых тельняшках во главе с капитаном Сильвером.

Пришвартованая яхта в бухте

Ещё одна яхта у скал

Скалы пережившие ледниковый период

Прогулявшись по водной глади уютной бухты и чудом избежав встречи с разъярёнными пиратами, мы решили пройтись пешком по восточной оконечности подковы острова и по возможности взойти на её вершину. Я подошёл к пологому гранитному берегу, мы высадились, затащили байдарку на большую каменную плиту и направились вверх по гребню, отшлифованному ледником несколько миллионов лет назад.

Ледниковые окатыши из гранита

На берегу острова Густой

Восхождение на вершину острова

Матрос на скалах острова Густой

Дорога по скалам острова

Сосна на утёсе острова

Мощная береза в скалах острова

Дорога к вершине

Растительное разнообразие этого места поражало: сухие лишайники и сочные мхи, цветные травы и разношёрстные кусты, а также изогнутые ветром сосны и чудом укоренившиеся в гранитных трещинах мощные берёзы. А ещё потрясающие виды с высоты более 30 м.

Вид на тихую гавань острова

Постояв на краю утёса и окинув взглядом все видимые с него окрестности, мы направились к вершине, где обнаружили простейшую спиралевидную современную копию каменного лабиринта. Такие древние сооружения, иногда называемые «вавилонами», учёные разных стран находили во многих прибрежных областях Северной Европы и датировали их II-I тыс. до н.э. Однако, определить их прямое назначение им так и не удалось. Возможно, что и эта современная каменная спираль, возложенная на вершине острова ради развлечения, когда-нибудь привлечёт внимание учёных из будущего и они будут гадать, какова же была цель его воздвижения на самом деле.

Вавилон — каменный лабиринт

Вавилон — каменный лабиринт

Мы пофотографировали красоты вокруг, спустились вниз к нашей байдарке, попили воды, уселись в лодку и вышли в спокойное море, прикрытое островами от юго-западного ветра, теперь уже с другой целью — вернуться к точке нашего старта от маяка у крепости Тронгзунд и замкнуть кольцо нашего первого морского похода.

Внешние скалы острова Густой

Рапакиви – грубозернистые граниты острова

Попрощавшись с необычными видами на гранитные берега островов архипелага Густой, мы сделали 3-х километровый переход мимо острова Песчаный и подошли к северному мысу острова Малый Высоцкий, а обогнув его, увидали уже знакомый нам судоходный фарватер.

Мы подошли к ближайшему сигнальному бакену, я посмотрел направо, нет ли какого-нибудь судна в Тронгзундском проливе, взглянул налево, не идёт ли кто со стороны Выборга, и громко скомандовал: «Гребём мощно! Нужно быстро пересечь фарватер!»

И только мы проскочили судоходный путь, как вдруг справа показалось огромное грузовое судно. Мы подошли ближе к острову Складской и, остановившись на безопасном растоянии от фарватера, стали ждать приближающийся корабль, чтобы посмотреть на гиганта не просто стоящего в порту, а проходящего мимо нас на растоянии не более сорока метров.

Вовремя прошли судоходный фарватер

Как выяснилось позже, уже дома, разбирая фотографии, рассматривая флаг и читая надписи на бортах, это судно прибыло к нам из Португалии с острова Мадейра. Оно шло пустым, судя по шкале марок углубления, в порт города Выборг, по всей видимости на погрузку.

Вот так, собираясь когда-то давно на этот дивный остров в Атлантическом океане, но так и не добравшись до него, мы повстречались с частичкой Мадейры в Выборгском заливе Балтийского моря.

Из Португалии в Выборг

Финиш маршрута близок

Капитан Хатанги на антистапеле

Проводив грузовик, мы развернули нашу байдарку, показавшуюся мне маленькой щепкой на фоне огромного корабля, и пошли в сторону маяка, от которого отходили вчера утром. В 12:45 мы пришвартовались и высадились на гранит. Теперь нас ждала, разгрузка, мойка, разборка судна, дорога домой, а также — трепетное ожидание нового путешествия...

Пройденый нами маршрут на космоснимке

Первый выход в море. Карта пройденного пути