Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

Часть первая

Июнь, 2021

Озеро Вуокса и река Тихая

Река Тихая была первой рекой на которую я взглянул в прошлом сезоне, намереваясь осуществить первый сплав на байдарке. Но мне пришлось отложить её до лучших времён, когда нашего опыта будет достаточно для выхода в Ладожское озеро. Позже, мы дважды побывали в водах Ладоги, но уровень воды в реках к тому моменту сильно упал и я не решился выходить в Тихую из-за боязни повредить судно на порогах и шиверах по низкой воде.

В этом году, успешно открыв сезон сплавом по маленькой речушке Беличья протока, где воды было более чем достаточно, я решился осуществить поход по реке Тихой с выходом в Ладожское озеро. А чтобы не озадачиваться проблемой заброски или выброски, я надумал замкнуть маршрут в кольцо. План был таким:

Мы стартуем от железнодорожного вокзала в Приозерске и выходим в озеро Вуокса, далее следуем вниз по течению реки Тихой и попадаем в Ладогу, там ночуем на ближайших островах, утром огибаем населённый пункт Сторожевое, входим в рукав реки Вуокса вверх по течению и возвращаемся в точку старта.

План предстоящего маршрута

Река Тихая, судя по нескольким отчётам в сети интернет, не представляла большой сложности. Выход в Ладогу и поиск места стоянки на островах зависел только от погоды и нашей выносливости, как и переход до устья Вуоксы. А вот последний этап маршрута по этому рукаву реки, предположительно с течением и шиверами, по которому нам придётся идти вверх, вызывал некоторые сомнения. Но он был оставлен мной для ознакомления в реальных условиях, тем более, что его описаний найти мне так и не удалось. Меня успокаивало то, что этот отрезок находился в непосредственной близости к городу Приозерск, что давало нам возможность легко выбраться оттуда при аварийном сходе с маршрута или при отказе его продолжать.

Сборка байдарки на лодочной станции

Ранним субботним утром, по свободной от дачников трассе, мы прибыли в Приозерск, припарковались у вокзала и пошли посмотреть на место спуска на воду. Но как оказалось, вода здесь была настолько высокой, что собирать байдарку мне пришлось бы на маленьком сыром и покатом клочке суши, который в одном из отчётов значился, как самый близкий и удобный байдарочный стапель вблизи с железнодорожным вокзалом.

Мы переехали на лодочную станцию, находящуюся недалёку, заплатили за парковку и спуск судна на воду, собрали байдарку, загрузились и в 8:45 начали маршрут, который я назвал «Приозерская кругосветка».

По озеру Вуокса

Штиль на озере и острова Вуоксы

Зеркальные чудеса Вуоксы

На просторах Вуоксы

Заросли Вахты трехлистной

Любуясь зеркальной водной гладью озера Вуокса, по которому мы ходили в прошлом году с западной стороны, наша команда подошла к железнодорожному мосту, за которым начиналась неведомая нам река — Тихая. Будет ли она действительно такой тихой, как обещает нам её название?

Железнодорожный мост над рекой Тихая

В разливах реки Тихая

Прибрежные сосны на Тихой

Зелёные берега реки

Мы прошли широкие разливы реки с едва уловимым течением и подошли к очередному мосту трассы «А-121 Сортавала». Из-за сужения берегов скорость потока значительно увеличилась, а мы, осмотрев место прохода на предмет торчащей из воды арматуры и не заметив ничего опасного, направили байдарку дальше вниз по течению.

Мост трассы А-121 над Тихой

Порожки и шиверы на реке Тихая

Теперь в узких местах реки частенько встречались несложные шиверы, проходя через которые, мой матрос радостно взвизгивал, получая ободряющий душ из брызг взмывающих выше головы.

Через шиверы реки Тихой

В течении реки

Нетихое течение реки Тихой

Редкие завалы на реке

Стремительный поток реки

Река стала динамичной, она то ускорялась от многочисленных поворотов и сужений, то замедлялась в нешироких разливах, и я нередко подумывал о том, что её название совершенно не соответствует реальному характеру. А когда мы подошли к третьему мосту, находящемуся в посёлке Бригадное, и услышали громкий шум порога за ним, то мы оба усомнились в том, что река названа правильно.

Течение быстро несло нас прямо в левый проход, но я быстро направил байдарку в заводь, чтобы пришвартоваться там, размять ноги и внимательно осмотреть место, которое, судя по прочитанным отчётам, чаще всего проходят «методом проводки судна» справа по ходу. Однако, лезть в холодную воду мне не хотелось совсем.

Мост с порогами в Бригадном

Осмотр препятствия сверху и с обеих сторон моста показал то, что этот порог можно пройти вплавь относительно безопасно, направив байдарку между двух пенных потоков. Никаких выступающих предметов: острых камней, палок и арматуры, мною замечено не было.

Я спустился под мост, ещё раз внимательно осмотрел место предполагаемого прохода и, не найдя никаких видимых сложностей для прохождения этого небольшого, но пока что самого большого для нашей команды порога, принял решение «сигануть прямо в поток».

Вид с моста на предстоящий порог

Мы уселись в байдарку, поднялись по течению метров на двадцать, быстро выровняли судно, направив его нос прямо на «слив», и помчались прямо в порог. Наша лодка, словно лёгкое пёрышко, проскочила по бурной воде, не зацепив ни одного камня, выскочила за ним в целости и невредимости и понеслась дальше в «нетихом» потоке реки Тихой. Досталось, как всегда, только матросу, который в очередной раз принял на себя освежающий душ из брызг.

Идём прямо в слив между двух потоков

Ободряющий душ для матроса!

Дачи в Бригадном

Спокойная вода реки

Прибрежные леса

После моста в Бригадном река стала шире и значительно спокойней, всё реже и реже радуя нас шиверами. Она размеренно несла нашу байдарку мимо ухоженных дач и усадеб, уверенно приближаясь к своему устью и к величественному озеру Ладога.

Шивера со стоячей волной

И вновь, тихие воды Тихой

Уединённый домик у реки

Руины после пожара

Прекрасная усадьба в устье реки Тихой

Войдя в плотный прохладный поток воздуха, охлаждаемый уже столь близкой Ладогой, мы подошли к местной достопримечательности, находящейся в финальной части реки Тихая, а затем, увидев просторы Ладожского озера, вышли из неширокого устья. На часах было всего 11:30.