На третьем этапе нам предстояло пройти от места ночёвки на острове Бурнев до места впадения одного из рукавов реки Вуокса, того, что находится рядом с городом Приозерск, а потом по мере наших возможностей подняться по нему вверх по течению и выйти к точке начала маршрута.
Утро на острове Бурнев
Сонная Ладога
Мы проснулись в 9:00, не спеша позавтракали, без суеты собрали лагерь, погрузили в байдарку вещи, собрали весь мусор и в 10:30 отплыли от острова Бурнев в открытую Ладогу, на которой стоял идеальный штиль с зеркальной гладью воды, уходящей далеко за горизонт.
Место нашей стоянки
Выход в Ладогу
Идеальный штиль на Ладоге
Мимо Сторожевого
Лёгкое волнение на воде появилось только в 11:30, когда мы уже проплывали мимо военных полигонов в Сторожевом, где кроме леса, песчаных брустверов и периодически мелькающих между стволов деревьев рыжих манекенов, смотреть и фотографировать было нечего.
Этот участок пути нам показался самым малоинтересным за прошедшие сутки. Думаю, именно поэтому никто не сплавляется по короткому 5-и километровому рукаву Вуоксы, потому что потом, ещё целых 7 км, придётся идти до мыса Сторожевой, возле которого начнут появляться привычные для любителей ладожских пейзажей живописные виды этого озера.
Одинокая чайка
Матрос за работой
По гладкой воде мы быстро продвигались вперёд и в конце 6-го километра добрались до местечка с названием Финский пляж. Здесь мы высадились, размяли ноги, прогулявшись по мелкому песку, попили воды, отдохнули и двинулись дальше. До устья Вуоксы оставалось ещё 3 км.
Остановка на Финском пляже
Разноцветный пейзаж
Вскоре мы добрались до реки, впадающей в Ладогу, и по краю судоходного фарватера вошли в широкий разлив, по берегам которого находились многочисленные пристани, верфи и Приозерский деревообрабатывающий завод. А ещё я знал, что отсюда отходят «Метеоры» на Валаам. К счастью в 11:15 мы уже видели в Ладоге один из них и сейчас, я не опасался внезапного появления быстро несущегося крылатого судна, но продолжал внимательно смотреть на другие суда, которые могли отойти от пристаней с обоих сторон.
Судоходная часть Вуоксы
Пирс для погрузки леса
Причалы и верфи
Осторожно преодолев судоходную часть реки, мы подошли к длинному низкому деревянному мосту, построенному в 1916 году и являющимся местной достопримечательностью, названой Бумовский мост. На подходах к нему я подумал: «Может попробовать пройти под ним? — и тут же возразил себе, — А если застрянем или наткнёмся на корягу или, чего хуже, на арматуру!» Решив не рисковать, я направил байдарку к берегу, пристал к нему и вышел осмотреть предстоящий обнос. К счастью дорожка была неширокой, а спуск на воду с обратной стороны оказался приемлемым. Сложность составлял только подъём лодки на насыпь высотой 2 м и её спуск, но мы быстро справились с этой задачей и уже через три минуты вновь были на воде.
Деревянный пешеходный мост
Пристани возле моста
По широкой части реки мы прошли ещё 1,5 км, а потом началось то, чего я так опасался на этом этапе маршрута: сильное течение, шиверы и пороги. И это всё вверх по реке!
Работая вёслами, как заведённые, мы сумели пройти ещё 400 метров до места, где два десятка мелких островков разделяли Вуоксу на десяток проток с сильным течением. И тут я услышал громкую встревоженную фразу матроса: «Мы же стоим на месте!» Я посмотрел по сторонам, собрал последние силы и скомандовал: «Нет, плывём! Греби сильнее!» Мы преодолели ещё 20 м и выскочили в небольшую заводь с меньшим течением, где и пристали к берегу.
Я вытащил байдарку на сушу, отдышался, выпил воды и ушёл на разведку. Пройдя вдоль берега по хорошей тропе, нашёл место, где цепь островов кончалась и начиналась более спокойная река с приемлемым течением, но расстояние обноса, по моим подсчётам составляло не менее 200 м. На самом же деле, посмотрев позже записаный трек, обнос и проводка составили бы почти 400 м.
Место окончания маршрута
Когда я вернулся, мой матрос сидел в тенёчке и понуро смотрел на быстро текущую воду. Я озвучил свои соображения по поводу преодоления этого препятствия по суше, но в ответ увидел не задорные глаза помощника капитана готового преодолевать любые трудности ради достижения цели, а глаза своей жены, которая так сильно устала, что продолжать движение дальше больше не могла. «Ну, тогда заканчиваем маршрут здесь!» — сказал я и подошёл к байдарке, чтобы вытащить её на траву в тени деревьев и начать разбирать.
Сильное течение Вуоксы
Пороги Вуоксы
Пока я мыл, разбирал и упаковывал наше судно, мой матрос, вернее уже жена, так как находилась на суше, вызвала такси из Приозерска, на нём добралась до лодочной станции, где мы припарковали свой автомобиль и вернулась ко мне, оставив машину в конце Литейной улицы. Мы перенесли лодку и вещи к нашему транспорту, загрузились в него и, не замкнув кольцо «Приозерской кругосветки» коротким отрезком в 2,5 км, направились домой.
Но эта маленькая неудача ни сколько не омрачила наших впечатлений от похода, который стал для нас особенным по многим параметрам. И по формату, включающему в себя две реки и два озера, и по пройденому за один день расстоянию — 29 км, и по общей протяжённости маршрута — 41 км, и по максимальному отдалению от материка на байдарке вглубь Ладоги — 4 км. А ещё по неожиданностям, подстерегающим нас из-за отсутствия точной информации, а так же по накалу разных эмоций и впечатлений, полученных за время этого удивительного и насыщенного двухдневного приключения.
Фактическая линия маршрута
Вуокса - Тихая - Ладога. Карта пройденного пути