Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

Часть вторая

Июнь, 2021

Ладога и острова Бурнев и Заячий

Следующим этапом нашего путешествия был 2-х километровый переход по Ладоге до острова Бурнев (Ruotsaari — шведский остров). Мы планировали дойти до него, прогуляться в его пределах на байдарке и встать на ночёвку на одной из стоянок с южной стороны острова.

По гладкой воде Ладоги мы без особых проблем добрались до его центральной части и высадились на пологих скалах возле каких-то заброшенных сооружений, которые, как выяснилось позже из источников в сети интернет, были останками военной базы и полигона для испытаний какого-то подводного оружия, а сам остров до 1992 года был закрытой для гражданских лиц территорией.

Прямо по курсу остров Бурнев

Сооружения для военных испытаний

Швартовка возле останков военной базы

Цветение сосен на острове

Мы побродили по берегу, где нашли фундаменты разрушенных строений, какие-то ржавые механизмы, укрытие, построенное из ящиков от боеприпасов, грунтовую дорогу и другие останки пребывания явно не гражданского населения, но романтика «заброшек» нас совсем не привлекала и мы решили поскорее покинуть это негостеприимное место.

Приметив неподалёку от берега острова Бурнев маленький скальный пупырь, торчащий из воды, мы направились к нему посмотреть и послушать чаек, гомон которых был слышен за несколько сотен метров.

Вдоль берега острова Бурнев

Мимо острова чаек

Подходя к этому островку, мы увидели человеческие фигуры и подумали, что именно они спугнули всех чаек, которые громко голдели и роились над островом словно пчелы. Но оказалось, что это были не люди, а пластиковые манекены.

Поднявшись на остров по лестнице, которая будто бы специально была вырублена в скале древними людьми, я вышел на берег, но находиться здесь долго было невыносимо. Мало того, что чайки всё время кружили над головой и непрестанно кричали, так ещё оказалось, что весь этот крохотный островок был уставлен уродливыми загорелыми манекенами.

Только потом до меня дошло, что эти манекены завезены сюда со стрельбищ, находящихся в районе мыса Сторожевого. Неужели военные до сих пор приезжают сюда пострелять?

Лестница древних цивилизаций

Я спустился к байдарке, занял своё место в ней и направил судно к восточной оконечности острова Бурнев, надеясь, что там не будет следов присутствия человека. Но подплыв ближе, мы снова увидели их. Радовало лишь то, что это были мирные следы его пребывания — на возвышении мыса стоял поклонный крест.

У мыса острова Бурнев

Высадка на мысу

Обратная сторона острова Бурнев

Поклонный крест и остров Заячий вдали

Мы решили немного передохнуть в этом месте и высадились возле креста на гранитной плите. Пофотографировали, недолго полежали на тёплых гранитных скалах, смотря на воду умиротворённой Ладоги, а потом отправились на Заячий остров (Jänissaari), который я увидал вдали, стоя у креста. Плыть к нему не входило в мои изначальные планы, но на часах было всего 12:40, вставать на стоянку было ещё очень рано, а матрос с удовольствием поддержал моё предложение.

Скальные берега Заячего острова

Маяк на острове Заячий

Переход до него составил почти два километра, что было за сегодняшний день уже вторым самым протяжённым в нашей непродолжительной водной карьере расстоянием, пройденым по водам открытой Ладоги.

Ещё издалека я приметил белую точку на скальном берегу острова Заячий и взял курс прямо на неё, а подойдя чуть ближе, мы увидели, что эта точка является маяком и, что остановиться возле него будет самым логичным в этой прогулке.

Суровый ландшафт острова Заячий

Байдарка в бухте Заячьего

Разрушенные древние скалы острова выглядели неприветливо и очень сурово. Мы прогулялись, взбираясь по заросшым валунам, до маяка, который на удивление оказался действующим, о чем свидетельствовали его огромные и свежие 30-и колограмовые аккумуляторные батареи.

Древние скалы острова

Полянки с дикой фиалкой на Заячьем

Возвращаясь от маяка к нашей байдарке, мы наткнулись на несколько полянок с дикими цветами. Небольшие, по сравнению с садовыми цветами, головки Анютиных глазок (Фиалок) так растрогали моего матроса и пробудили в нём девичью любовь к цветам, что она тут же принялась фотографировать их.

Чуть позже мы пообедали, съев с большим аппетитом взятые с собой бутерброды с колбасой, варёные яйца и свежие помидоры, а потом вернулись в Ладогу, доплыли до мыса с поклонным крестом и вновь устроились отдыхать на скальной плите, чтобы потом начать поиск места для лагеря.

Вода с пыльцой от сосен

Абстракции Ладожских берегов

Полотно в стиле «Кубизм»

Возвращение к острову Бурнев

Просчёт капитана
или
Никогда не слушайте матроса!

Пока мы отдыхали, мой матрос озвучил свои соображения по поводу того, что хорошо было бы сегодня пройти часть завтрашнего маршрута. Я прикинул расстояние и время, было 15:00, и подумал о том, что мы ещё легко сможем добраться до мыса Рогатый и остановиться на его прибрежных скалах на ночёвку, но не заходя за него далеко, потому что в районе мыса Сторожевой, судя по OSM-картам, находится военный полигон и выход на него категорически запрещён. Мы сели в байдарку и без спешки вышли к мысу Рогатый, в очередной раз сделав 2-х километровый переход.

Подойдя к пирамидальному маяку, стоящему на скале мыса, мы заметили странную жёлтую табличку, но не придав ей никакого значения, пошли дальше вдоль берега, выбирать подходящее для стоянки место. Присмотрев с воды визуально приемлемую площадку для лагеря, я направил байдарку к берегу и вдруг увидал, сквозь редкие стволы сосен на склоне, какие-то человеческие фигуры. Когда мы приблизились, то поняли, что это точно такие же манекены, каких мы видели на острове с голдящими чайками. Ну, а когда я заметил и прочитал надпись на очередном жёлтом щите, стоящем у берега, то был полностью разочарован принятым ранее решением. Выцведшая на солнце надпись строго гласила: «Территория МО. Якорная стоянка и выход на берег запрещены. Ведётся видеонаблюдение».

«Теперь придётся искать стоянку, уходя вдоль берега в сторону места, откуда мы утром вышли из устья реки Тихой», — подумал я и нехотя направил байдарку обратно к маяку на Рогатом мысу. Мы проплыли мимо него, потом зашли в бухту за ним, где всё ещё была территория военных и пришвартовались на берегу мыса Створный, где я прошёлся по суше в поисках подходящего для ночлега места.

Весь берег был заполнен густым смешаным лесом, заросшими мхом и травой валунами, где было не возможно поставить палатку, и тучами комаров. При отсутствии выбора, ночевать здесь было бы возможно, но очень и очень не приятно.

Мой матрос сидел в байдарке, устало отмахиваясь от комаров и мошек, и ждал моего прихода с резюме об этом месте. А когда я подошёл к лодке с недовольным лицом, то услышал от него то, о чем уже думал сам, но никак не хотел с этим смириться. «Поплыли обратно на остров! Там хотя бы красиво», — сказала мне то ли моя жена, то ли матрос, признавший своё вмешательство в мои планы абсолютно неуместным.

«Никогда не слушайте матроса!», — буркнул я, сел в байдарку, развернул её в сторону острова Бурнев и начал яростно грести веслом.

Уже в третий раз, снова преодолев 2 км по открытой воде, мы подошли к берегам острова, где, как и предполагалось, две возможные стоянки были заняты, так как на часах уже было 17:00. Потратив ещё час на поиск подходящего для лагеря места и осмотрев три возможных площадки, занятых неугомонными птицами, мы нашли стоянку на невысоких скалах прямо под маяком ввиде побелённой штанги с щитом.

Я быстро поставил палатку, вытащил байдарку на сушу, развел костёр из натасканых женой сухих веток и приготовил на углях балканские колбаски, котрые мы с большим удовольствием съели с овощами, запивая пивом и вином.

Жаркое плямя костра на стоянке

На ужин говядина гриль и овощи

Хатанга-3 Travel на отдыхе

Наш домик на скалах острова Бурнев

Вскоре наступил закат. Ещё часок я побродил по берегу, поснимал красоты мыса в мягком вечернем свете, покормил несколько комаров и отправился спать в палатку, где сладко спала моя жена, уставшая от насыщенного дня и приключений.