Белое море для меня сразу же стало одной из главных целей в водном туризме. Ещё в 2020 году, когда я только начал поиск плавсредства для путешествий, задумался именно о нём. Ни Черное, ни Азовское, ни Каспийское, ни Средиземное, а именно Белое море манило меня больше всех. Как начинающий альпинист в начале своего пути ставит гору Эльбрус одной из главных вершин, так и я, начинающий «водник», стал мечтать о суровом северном море. К сожалению, в моей альпинистской карьере «вершина Европы» так и не была достигнута, зато Белое море, довольно скоро, показалось мне вполне досягаемым. Благодаря правильно сделанному выбору байдарки, а так же моей жене, которая за два сезона проявила себя, как стойкий и сдержанный матрос, этот поход стал возможным уже в третий сезон. Забегая вперёд, скажу: «Я нисколько не был разочарован ей, а наш третий член команды собака и юнга Аки сделала это плавание ещё более эмоциональным!» Но довольно отступлений, перехожу к походу.
Ориентируясь на Ладогу и Финский залив, где самыми интересными местами для меня являлись архипелаги, состоящие из мелких скалистых островов, на Белом море я стал присматриваться именно к похожим местам. И первым объектом, на который я обратил своё внимание, были Кузова, находящиеся недалеко от Соловков. Но, проложив маршрут и изучив детали, я отказался от него, из-за их большой популярности, как мне тогда показалось, среди коммерческих туристов, попадающих туда на быстроходных катерах. Второй причиной отказа от них стала проблема с пресной водой, которая, судя по картам, была только на одном острове, заселённом «коммерсантами». Насколько всё это соответствовало действительности, можно было проверить лишь побывав там, но решив не рисковать, я обратил своё внимание на более сложное направление, ориентированное на «водников» — губу Чупа.
Маршрут к архипелагу Кузова — 46 км
Маршрут по губе Чупа и близлежащим островам — 125 км
Ориентируясь на официальный путь с сайта «Клуба приключений», широко известного в туристических кругах, я прикинул свой маршрут с возможными вариациями, определил места промежуточных лагерей, днёвок и источников пресной воды. И хотя, на первый взгляд, информации было более чем достаточно, я всё равно сомневался в задуманном и очень переживал за разные непредвиденные обстоятельства. Больше всего я боялся непредсказуемых погодных условий и того, что моя жена не сможет осилить это физически сложное для девушки путешествие в качестве матроса. Нам предстояло автономно пройти 125 км пути по морю за 6-8 дней, а на тот момент её походный опыт составлял всего 3 дня. В 2016 году через горные приюты мы перешли с ней через Альпы из Германии в Австрию. Однако несмотря на мои рассказы о предстоящих трудностях, она не сдавалась и настраивалась по-боевому, что радовало меня и укрепляло надежду на успех нашего совместного мероприятия.
Запланировав поход на самое тёплое время года — август, мы каждые выходные июня ходили по Ладоге и Финскому заливу, за месяц пройдя расстояние, которое в первом сезоне преодолели за три месяца. А в июле, который выдался довольно дождливым, стали готовиться материально: закупили провиант, недостающее снаряжение, обновили групповую аптечку, заклеили повреждения на байдарке и отремонтировали автомобиль, так как добираться из Санкт-Петербурга до Нижней Пулонги решили своим ходом.
Нить предполагаемого маршрута (125 км) была такой: п. Нижняя Пулонга – о. Олений – о. Горелый – о. Средний – о. Пежостров – о. Скомороший – о. Большой Медведок – о. Малый Медведок – мыс Жемчужный – мыс Шарапова - о. Шарапиха – о. Сосновец – о. Пестяной – о. Черемшиха – о. Кишкин – о. Сидоров – мыс Картеш – п. Нижняя Пулонга.
Большая часть провианта для 8-ми дневного похода
А ещё в этом году, так как наш поход местами проходил вне зон мобильной связи и был достаточно продолжительным, за 11 дней до мероприятия я решил зарегистрироваться в МЧС через новейшую, невероятно удобную и понятную (без иронии и преувеличения) онлайн-форму на сайте. Заявку, как гласил текст на странице входа, сотрудники министерства рассмотрят в течении суток и свяжутся со мной для дальнейшего взаимодействия. Чуть позже я ещё вернусь к этому пункту и постараюсь объективно выразить своё мнение о нём.
МЧС. Онлайн-заявка на регистрацию туристских групп
Итак, все приготовления закончены, заявления на отпуск подписаны, мы готовы физически и морально. Ждём 30-го июля и рано утром по Мурманскому шоссе (Кола, Р-21, Е-105) выезжаем на север. По пути в 1100 км мы заедем в Петрозаводск, Беломорск, Кемь и не спеша посмотрим прилегающие к ним достопримечательности: столицу Карелии, водопад Кивач, палеовулкан Гирвас, Белую гору, каменное русло возле Выгострова, шлюзы Беломорканала, заброшенный торговый порт, петроглифы и заскочим на Соловецкие острова. А достигнув Нижней Пулонги, начнём свой первый многодневный водный поход по Белому морю.
Общий вес с учётом воды и собаки — 80 кг. По 40 кг на гребца