Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

ПОХОД НА БАЙДАРКЕ ПО БЕЛОМУ МОРЮ

Август, 2022

МОРСКАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ 3-Й

В этот уже третий день похода у нас была запланирована днёвка. Не снимая лагеря с острова Большой Медведок, мы собирались радиально сходить до мыса Шарапов, вернуться обратно и остаток дня провести на обустроенной стоянке. Но учитывая вчерашнюю усталость, а так же опасения превратить отдых в очередную борьбу с ветром и волнами, мы накануне вечером отказались от этой затеи и решили выспаться, затем собраться и продолжить путь по основной нитке нашего маршрута к острову Черемшиха, на котором спланировали провести полноценный день отдыха без каких либо радиалок.

В походе собачка внезапно повзрослела

И снова в путь, теперь на север

Пройдя мимо острова Малый Медведок, мы вышли из губы Никольская и направились к острову Сосновец, после которого до Двинских луд начался самый глубоководный участок нашего путешествия. Когда я дома посмотрел на морскую карту, то увидел, что максимальная глубина под килем составила — 161 метр. Если, как в детстве, начать измерять этажами домов, то высота водной массы от морского дна до дна нашей лодки составила бы 54 этажа. А теперь представьте себе небоскрёб, на крыше которого находится едва заметная снизу байдарка. Впечатляет? Нас тоже впечатлило. Эта цифра стала первым рекордом в нашем походе!

Мимо острова Сосновец

Следующим рекордом в этом же проливе Глубокая Салма стал переход от берега до берега протяжённостью 3.5 километра. Ранее у нас была максимальная цифра — 2.2 км. Пройдя его, мы приблизились к островам Двинские луды, высадились на Плоской Двинской луде и отправились по ней на прогулку, которая продлилась почти час.

Остров Плоская Двинская луда

И снова отлив. Литораль

Скалы Плоской Двинской луды

Со стороны моря остров выглядел действительно плоским и невзрачным, но сразу же после высадки мы были поражены его яркими красками и разнообразием тундровой растительности. Кустарники, травы и мхи с лихвой компенсировали отсутствие деревьев и придавали острову ещё больше очарования.

Можжевельник, рожь, сосны и мхи

Мои девчонки на отдыхе

Морошка — золото севера

Грунт тундрового острова

Пресноводный колодец

Уходить с этого живописного и уютного острова не хотелось, но надо было идти дальше. Теперь нам предстояло зайти на северо-восточную оконечность острова Пежостров, пополнить запасы пресной воды, а затем совершить ещё более продолжительный и протяжённый чем прежде переход по проливу Большая Салма. Мы сделали несколько прощальных фотографий и вернулись к байдарке.

Матрос, юнга и Белое море

Капитан, юнга и Белое море

Поклонный крест островов Двинской луды

Идём к острову Пежостров

Причудливые скалы Пежострова

Высадка у озера на острове

Через 15 минут после отплытия с Плоской Двинской луды, мы подошли к берегу с маленькой избушкой возле леса, за которым должно было находиться пресное озеро. Я шёл к нему с замиранием сердца и вспоминал о предыдущих неудачах с пополнением запасов воды. Но мои опасения были напрасны. Перед нами предстало не крохотное озерцо, а большое лесное озеро.

Избушка у озера

Отличное жильё на Пежострове

В избушке — чистота и уют

Мы заполнили все имеющиеся у нас ёмкости питьевой водой, обследовали маленькую, но чистую избушку, в которой имелась действующая печь, и вернулись к нашему судну. Отсюда были хорошо видны острова Черемшиха и Седловатая луда. Именно к ним нам предстояло идти по широченному проливу Большая Салма, глубина которого в некоторых местах нашего отрезка пути была более 50-ти метров. Но не это пугало меня стоя у лодки, а то, что и с запада над проливом, и с востока над открытым морем надвигались тёмные дождевые тучи. А ещё мои сомнения в том, стоит ли вообще выходить сейчас в море, обострял полный штиль. «Затишье перед бурей, — подумал я, спуская лодку на воду. — До островов около 5 километров, идти чуть больше часа. Может успеем?»

Большое пресное озеро на Пежострове

С этого момента начался наш самый волнительный, в прямом и в переносном смысле этого слова, морской переход. Когда мы прошли треть пролива, из туч с обеих сторон от нас хлынули потоки дождевой воды. Остужая воздух, они вызвали «Слабый ветер» и «Легкое волнение», превратив спокойное море в кипящую пучину. Трудно описать ощущения и мысли, которые возникали у нас на гребнях волн посреди пролива, сидя в байдарке, когда нас медленно, но верно несло в открытое море. Могу сказать так — это было ужасно волнительно! Пролив Большая Салма стал нашим абсолютным рекордом по расстоянию от берега до берега — 4.85 километра, а высота волн в нём, по которым мы когда либо ходили, стала максимальной — 1.1 метр.

Скалы острова Седловая луда

Переход занял у нас полтора часа. За это время мы оба много чего передумали. Лишь наша собачка не волновалась, она мирно спала в трюме, покачиваясь на волнах, и изредка поднимала голову, чтобы посмотреть не появился ли берег. Позже матрос признался, что мысленно попрощался со всеми в этом проливе. А я, временами ощущая подступающую панику, ел конфеты, чтобы отвлечься от дурных мыслей, и сочинял хайку со словом «волнительно». Вот что из этого получилось:

На гребнях волн
            Каяк в открытом море...
            Волнительно

Дойдя до берега мы торопливо высадились на острове, где я вымок в прибойной волне, а забежав по мокрым камням на возвышенность, понял, что принял голый каменный остров Седловая луда за Черемшиху. Теперь придётся опять отходить по прибою и идти к следующему острову. Но и на этом наше приключение не закончилось. По какой-то нелепой случайности точка нашего предполагаемого лагеря на карте в навигаторе оказалась не в том месте и мы очутились возле отвесных скал с южной стороны Черемшихи. Пришлось обходить их вокруг против ветра и встречных волн. Потом в поисках места для ночлега, мы высадились на восточной оконечности острова Кишкин и стали разгружаться на очень неудобной стоянке. Но матрос полностью мокрый от дождя и волн, видя моё недовольство, предложил найти более подходящее место. Мы вновь спустились на воду и через несколько минут подошли к берегу, на котором за труды и потраченные нервы были вознаграждены шикарной стоянкой.