Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

ПОХОД НА БАЙДАРКЕ ПО БЕЛОМУ МОРЮ

Август, 2022

МОРСКАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ 1-Й

После исследования окрестностей Беломорска мы направились в Кемь, где у нас была запланирована однодневная экскурсия на Соловецкие острова. Но на следующие сутки синоптики прогнозировали шторм и нам пришлось отказаться от этой затеи, дабы не застрять «у монахов» на несколько дней. Мы встали пораньше и выехали в Нижнюю Пулонгу, чтобы оттуда начать главную часть нашего путешествия — водный поход по Белому морю. Все три часа пути я волновался и гонял в голове детали маршрута. Прогноз погоды на этот день обещал переменную облачность, кратковременные дожди и ветер 3 - 6 м/с. Смотреть прогноз на предстоящую неделю было вообще бесполезно, он менялся по три раза в течении суток. Но наконец мы доехали до места старта, где я смог отвлечься от переживаний сборкой байдарки и подготовкой к выходу в море.

На берегу Нижней Пулонги творилось невообразимое. Я никогда не видел такого количества водных туристов одновременно находящихся в одном месте. Только что вернувшаяся из похода большая коммерческая группа, гремела алюминиевыми трубами от каркасов катамаранов, слонялась по берегу в бытовых хлопотах, радостно галдела и звонко смеялась, заряжая нас позитивной энергией. Боюсь даже представить, что происходит недалеко отсюда в посёлке Чупа, куда прибывают и отбывают на поездах водники со всей страны...

Стапель и антистапель в Нижней Пулонге

Погрузка багажа в судно

Когда куча снаряжения и провианта валялась на берегу возле лодки, мы задавались вопросом: «Как же всё это уложить в байдарку?» Но больше всего меня волновало, как и где разместить младшего члена команды — юнгу Аки, так чтобы в многочасовых переходах собаке было спокойно и комфортно. В итоге палатка, тент и пенки были пристроены на палубе, гермомешок с провиантом и кухней был размещён за спиной матроса Натальи, герма с одеждой — за капитаном Андреем, 12 л воды, фасованной в полуторалитровые бутылки, было уложено в центральном отсеке, создав ровную площадку, на которую я постелил коврик для ванной комнаты. Таким образом, всё тяжёлое оказалось в трюме, а лёгкое на палубе, исключая возможность переворота из-за дисбаланса. Важная часть подготовки завершена, команда на своих местах, можно отходить в море!

Выход в море из Нижней Пулонги

Суровый пейзаж на старте

Луда — каменистый остров без растительности

Мимо курумных берегов губы Чупа

В нешироком заливе ветра почти не было и грести было легко, несмотря на приличный вес. Предварительные подсчёты показали, что лодка, багаж и собака составляют 80 кг. Получается по 40 кг полезного груза на каждого гребца. Немало! Но скажу точно, толкать его по воде гораздо легче, чем нести на спине. В 2015 году я несколько дней таскал по Хибинам 30 кг на плечах и мне не было так легко ни на старте, ни на финише.

Погода пугает ливнями с одной стороны...

И радует тёплым солнцем с другой...

Как мы уже смогли убедиться, гуляя по Беломорску и Кеми, погода не будет нас баловать — это север. Будет и солнце, будет и дождь, будет и ветер! Мы озирались и удивлялись, наблюдая всё это одномоментно. Мощные дождевые тучи, из которых снисходят потоки воды, гоня шквалистый ветер, соседствовали с лёгкими белыми облаками, взмывающими к тёплому солнцу. И возникало странное чувство, которое уже не раз бывало у меня в горах — я чувствовал и тревогу и радость одновременно! Такое люди испытывают на аттракционах, но те ощущения, построенные на адреналине и эндорфине, мимолётны. Здесь же это имеет продолжительный эффект, основанный на норадреналине и дофамине. Эх, гормоны... Что бы мы без вас делали?

На скалах заметен отлив

Вскоре стало заметно действие такого явления, как отлив, которое мы впервые заворожённо наблюдали на литорали в заброшенном Беломорском порту. Здесь же с воды мы увидели скалы, облепленные фукусами, мидиями и морскими желудями, которые оголились почти на метр. А при максимальном отливе они откроются аж на два. Удивительно, как приспособилась природа: живут полсуток в воде, половину на суше — не скучно, наверное.

Скальные берега древних островов

Красные скалы и оголившиеся водоросли

Колонии мидий на камнях

Молодая поросль мидий (1.5 - 2.5 см)

Появившиеся отмели во время отлива

Высадка на острове Олений

Пройдя более 7-ми км пути, мы высадились на острове Олений, где нам предстояло увидеть местную достопримечательность — скальный карьер, в котором в советское время добывали слюду и габбро-норит. Сейчас карьер затоплен и служит огромным резервуаром для пресной воды. Здесь есть несколько отличных стоянок, на одной из которых мы повстречали членов команды из Волгограда, путешествующих на катамаранах.

Озеро в старом карьере

Отвесные скалы слюдяного карьера

Матрос у пресного озера

Многообразие северных красок

Островок с литоралью

Капитан и юнга взирают в даль моря

Мысок с отличной стоянкой

По пути нам попадалось множество уютных и свободных стоянок, но благодаря упорству и целеустремлённости матроса, мы решили идти по графику и преодолеть запланированное расстояние, утверждённое на стадии подготовки маршрута. Делая остановки для съёмки фотографий и высадки на маленьких островках для прогулок, мы смогли сделать это, пройдя почти 19 км.

Отвесные стены материкового берега

Причудливые узоры скал

Водоросли снова дома — прилив

Яркие берега губы Чупа

Место стоянки с грибами

«Отлично!» — подумал я, когда выгружал вещи из байдарки и мысленно поблагодарил свою спутницу за то, что не соблазнилась на стоянки поближе. Я уже сам несколько раз был готов остановиться, пугаясь ливневых туч, весь день дышащих нам в спину. «Теперь можешь отдыхать!» — сказал я ей, но она взялась помогать мне ставить палатку, натягивать тент и готовить ужин. Как же здорово делать всё сообща, как же прекрасно быть командой!

Лагерь готов, можно ужинать

Вечерний суп и чай с вкусняшками