Слушать аудиокниги Андрея Сальникова на Яндекс Музыка

ПОХОД НА БАЙДАРКЕ ПО БЕЛОМУ МОРЮ

Август, 2022

МОРСКАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ 2-Й

Переночевав на уютной стоянке огромного острова Кереть и отлично отдохнув, наша команда отправилась дальше по маршруту. В этот день нам предстояло пройти по Керетскому рейду, затем выйти в пролив Глубокая Салма и, достигнув губы Осечкова, встать на одной из стоянок острова Большой Медведок. На этом острове у нас планировалась днёвка с радиальным выходом на мыс Шарапов, поэтому место для лагеря нам нужно было выбрать наиболее комфортное. А ещё по пути к этой стоянке мы должны были пополнить запасы пресной воды.

Вперёд по Керетскому рейду

Погода стояла отличная. Утреннее небо было почти безоблачным, а ветер был слабым и попутным. Поэтому мы смело вышли на середину широченного пролива Керетский рейд и словно морской лайнер на полном ходу двинулись к острову Борщовец, виднеющемуся вдали прямо по курсу. Слева от него мы наблюдали пролив Большая Салма, который выходил в открытое море и притягивал наши взгляды своими просторами. Но в ту сторону нам пока рано — мы идём на юго-восток.

Кварцевая жила острова Борщовец

Скалы острова Борщовец

Вскоре мы подошли к острову, на который держали курс и высадились на северной стороне для отдыха и прогулки. Берег поражал разнообразием последствий вулканической и ледниковой деятельности. Здесь были камни разной величины и фактуры. Острые и круглые, плоские и выпуклые, гладкие и шершавые. А ещё они были разного цвета: красные, серые, белые, бурые и даже угольно-чёрные. Такое многообразие камней я встречал только однажды на вулкане Тейде.

Капитан и юнга возле скал

На склонах острова Борщовец

Озёрное зазеркалье

Матрос взирает в морскую вдаль

Скальные лужи с пресной водой

Сосёнки на скалах Борщовца

Портрет в скальном портале

Здесь же мы смогли рассмотреть и сфотографировать необычных морских животных, колонии которых уже не раз встречали в приливно-отливной зоне Белого моря. Название и подробности жизнедеятельности этого организма я смог узнать в интернете лишь когда вернулся домой.

Жизнь в приливно-отливной зоне

Морской жёлудь или балянус (лат. Balanomorpha) является усоногим рачком. Его жизнь разбита на два этапа. Сначала, свободно плавая в толще морской воды и питаясь планктоном, он существует в виде личинки. А позже, достигнув определённого размера, этот членистоногий обитатель оседает на различные твёрдые поверхности и продолжает жить в известковой раковине на камнях, на сваях пирсов, на днищах судов и даже на панцирях моллюсков и черепах.

Морские жёлуди на камнях

Взрослый морской жёлудь крепится к своему месту обитания клейким веществом, вырабатываемым организмом и выращивает домик, состоящих из шести пластинок, четыре из которых образуют крышечку. Рачок, лёжа на спинке в раковине, раздвигает специальными мышцами пластинки входа, высовывает в него свои конечности и загоняет туда воду с частичками пищи. Вот такая необычная зверюшка, на макросъёмке напоминающая какое-то фантастическое существо, в огромных количествах обитает в Белом море.

Усоногие рачки в домиках

Наталья, Аки и Белое море

Прикосновение к доисторической материи

На фоне пролива Большая Салма

Прощальный портрет на Борщовце

Андрей, Аки и остров Борщовец

Северо-восточный берег Борщовца

Сделав ещё несколько снимков на берегу острова Борщовец, мы снова вышли на воду. В этот день в наших планах было пройти не менее 20 километров. Со стороны материка появились тучи, а ветер значительно усилился. Теперь нам придётся идти в ту сторону откуда надвигается плотная облачность. Беспечность и радость вдруг сменились на тревогу и напряжение. И не напрасно. Как только наше судно вышло из-за острова, направившись через пролив к материку, где мы должны были набрать из водопада пресной воды, мы столкнулись с боковой волной. Матрос грёб в полную мощность, купаясь в прохладных брызгах, а я беспрерывно правил курс правым веслом, борясь с ветром. И когда мы приблизились к месту, где должны были обнаружить реку спадающую со скал, потратив на 2 километра целых 40 минут, нашему разочарованию не было предела — водопад отсутствовал. Более того, в русле не было ни росинки.

Несостоявшийся водопад

Изучение морской фауны

В проливе Глубокая Салма

Прикрываясь от ветра правым берегом пролива Глубокая Салма, мы прошли ещё 5 километров вдоль него и зашли в губу Летняя, в которой по моим данным можно было набрать воды из впадающей в море реки. Но нас опять ждало разочарование. Мы попали в максимальную фазу отлива и не смогли пройти между материком и островом Скомороший. Делать обнос гружёной байдарки по берегу нам не хотелось, а провести лодку по водорослям и камням не было никакой возможности. Тут мы впервые столкнулись с проблемами приливно-отливного явления в Белом море, которых в Финском заливе Балтийского бассейна не замечали вовсе.

Остановка в губе Летняя

Местечко для лагеря

Вид на остров Скомороший

Неожиданный отлив

Посмотрев в навигаторе карту с заранее обозначенными на ней источниками пресной воды, я решил не пытаться пополнить её запасы в этой бухте и предложил матросу идти по маршруту дальше. По линии нашего пути было обозначено ещё два места, где мы сможем набрать воду.

И снова в путь

Берега Летней губы

Перекусив вяленым мясом с сушками и сфотографировав окрестности живописной стоянки в губе Летняя, мы двинулись дальше и вышли из-за острова Скомороший в широкий пролив, держа курс на виднеющийся вдали мыс. Справа снова стало сильно дуть.

В непрерывной борьбе с боковым ветром, сосредоточившись только на физической работе, мы прошли 3.5 километра по участку пролива Глубокая Салма. Позже, анализируя карты и пройденный маршрут, я определил, что это был первый рекорд нашего похода. Максимальная глубина на этом переходе составляла 143 метра под килем.

Глубокая Салма — под нами 143 метра

Обогнув мыс, уставшие и раздражённые мы вошли в губу Осечкова, где частично укрылись от ветра. Дальше шли неспешно и без энтузиазма, повернув в левую протоку губы, а не в правую, так как идти к реке 2.5 километра, а потом возвращаться, очень не хотелось. Я посмотрел карту, нашёл на ней ручей и направил к нему байдарку.

Мы зашли в узкий пролив между материком и островом Большой Медведок и, подойдя к правому берегу, высадились в зарослях тростника, который говорил о том, что вода здесь менее солёная. Дальше вместе с юнгой Аки я отправился на поиски ручья по берегу и вскоре нашёл его, вернее то, что от него осталось. В груде камней еле слышно что-то журчало и вытекало невидимой струйкой в пологую полную мерзкой коричневой грязи лужу.

Вот так сюрприз — воды опять не было! Теперь я знал точно, что в августе все мелкие ручьи и речушки пусты и рассчитывать на них больше нельзя. В дальнейшем нужно искать либо устья полноводных рек, либо озёра, либо обходиться каменными чашами с дождевой водой на островах.

Выслушав негодования уставшего матроса о нелепых неудачах капитана, я выругался на обстоятельства и направил лодку к южной оконечности острова Большой Медведок к месту предполагаемой ночёвки. Но оказалось, оно уже было занято рыбаками. Более того, здесь было что-то вроде маленькой базы отдыха с избушкой и баней, сдаваемых в аренду кем-то из предприимчивых местных жителей.

Высадившись на пристани, я пошёл узнать у постояльцев о пресной воде и стоянках поблизости. Доброжелательный дядька, вышедший мне навстречу из-за стола полностью уставленного едой и напитками, ответил, что рядом есть речушка, к которой он может нас отвезти на катере и показал на огромные заполненные бурой водой бидоны. Я поблагодарил его за предложение и попросил наполнить нам пару бутылок. Он налил воды, сказал, что видел на юго-восточной стороне острова обустроенную стоянку, поинтересовался в чём мы ещё нуждаемся и даже предложил газовые баллоны. Спасибо, добрый дядька!

Вскоре, пройдя более 20 километров, мы отыскали стоянку, на которой собирались провести следующие сутки и вышли на берег. Поставили лагерь, поужинали и завалились спать. Этот день оказался длинным и трудным, отчего наш сон был крепким и продолжительным.